Школьная служба медиации
Всё о школьной службе медиации
О медиации
«Мудрый человек всегда найдёт способ, чтобы не начать войну»
Исороку Ямамото
Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны. 5% — 10% участников процедуры приходят к полному или к частичному соглашению в течение короткого времени после процедуры медиации.
Конфликт, спор… Наверняка каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно найти решение, которое могло бы стать «хорошим» для всех. Получить эффективный результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации.
Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
Медиатор– посредник, нейтральная и беспристрастная сторона.
Медиация имеет целый ряд плюсов. Самым главным плюсом является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе так, чтобы все интересы сторон могли бы быть удовлетворены.
Медиация может быть применена при разрешении конфликтов в различных сферах: в семье, в трудовых и гражданских отношениях, в сфере образования.
Особое место занимает школьная медиация, где в роли посредников выступают сами школьники. Учителя и психологи стараются в детские споры не вмешиваться и ориентируют юных медиаторов на самостоятельность. На помощь они приходят лишь в сложных ситуациях или когда конфликт возникает между взрослыми (учителями, родителями, администрацией).
Очень важно, чтобы в разрешении споров были задействованы сами дети и чтобы их учили медиации. В противном случае медиация конфликтующим школьникам попросту будет не интересна.
Школьники-медиаторы, прошедшие специальное обучение, помогают как одноклассникам, так и другим учащимся помириться, найти выход из любой конфликтной ситуации, сложившейся в школе.
Школьный медиатор в процессе приватного разговора с обеими сторонами, должен выявить настоящие мотивы конфликта и помочь выработать совместное решение, отражающее интересы всех. Медиатор подводит конфликтующие стороны к тому, чтобы они высказали свои эмоции и чувства. Как правило, проанализировав свои действия, высказанные обидные слова, ребята понимают, что были не правы. И медиатор предлагает высказать каждому свое видение решения этого конфликта. Затем из максимального количества вариантов примирения стороны выбирают те, которые для них наиболее приемлемы.
Безусловно, что обучение школьников медиации – важно и нужно. Обучаясь разрешать конфликты с помощью медиации, дети учатся уважать себя, ценить других, в них воспитывается ответственное отношение к своим поступкам. Медиация в школе поможет стать доброжелательней, слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение и быть ответственными за принятые решения.
Медиация учит их умению занимать активную жизненную позицию. И всему этому самое время учиться в школе!!!
Школьники и служба примирения
Чем служба примирения может помочь школьникам
- Научиться конструктивно общаться со сверстниками и взрослыми.
- Научиться убеждать других словами, а не силой.
- Участвовать в интересной «взрослой» и общественно-полезной (волонтерской) деятельности.
- Научиться самоорганизации, стать более ответственными и культурными.
- Научиться конструктивно выходить из конфликта, ссоры, обиды, чтобы конфликты не перерастали в правонарушения.
- Помогать другим мириться (своим друзьям, сверстникам и родителям).
- Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности.
- Лучше понимать сверстников и взрослых.
Школьникам, пострадавшим от правонарушений, почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность понять другую сторону, помириться, проявить раскаяние, посильно возместить причиненный вред, принести извинения и услышать слова прощения, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, восстановить хорошие отношения с ребятами, родителями и педагогами.
Целью службы медиации является:
- Распространение среди учащихся, родителей и педагогов школы цивилизованных форм разрешения конфликтов;
- Оказание помощи в разрешении конфликтов на основе принципов восстановительной медиации;
- Снижение количества административного реагирования на административные правонарушения.
Задачами службы медиации являются:
- Проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов общения, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтов и споров;
- Обучение школьников цивилизованным методам урегулирования конфликтов и споров;
- Информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях восстановительной медиации.
Принципы деятельности службы медиации:
- Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
- Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
- Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
- Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Порядок работы службы медиации:
- Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы медиации, родителей.
- Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
- Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
- Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы медиации.
- В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) куратор службы медиации принимает участие в проводимой программе.
- В случае, если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
- Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения медиации в каждом отдельном случае.
- В случае, если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
- При необходимости служба медиации передает копию примирительного договора администрации.
- Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в письменном или устном соглашении.
- При необходимости служба медиации информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов с целью решения данной проблемы.
- Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
- Куратор службы обеспечивает мониторинг проведенных программ.
Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
Положение о школьной службе медиации
Приказ о создании службы школьной медиации
Анализ работы школьной службы примирения (медиации) СШМ за 2021-2022 учебный год
План работы школьной службы медиации
Телефоны доверия:
Начальник территориального отдела опеки и попечительства Департамента образования и науки Приморского края по Спасскому муниципальному району, 8(42352)2-00-64.
Уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка
690091 г. Владивосток, ул. Алеутская, 45-а, каб.211,
Телефоны: 8(423)240-17-43, 8(423)243-32-81
Факс: 8(423)240-07-91, e-mail: deti@primorsky.ru.
Официальный сайт уполномоченного при Губернаторе Приморского края по правам ребёнка http://www.primorsky.ru/authorities/governor-staff/child/;
Приморский край, г. Владивосток, ул. Алеутская, д.45А, каб. 211;
тел./факс 8(423)243-32-81, email: deti@primorsky.ru